понедельник, 3 января 2011 г.

Осколок великого царства

В кубанском селе Урмия живут ассирийцы - потомки некогда могущественного древнего народа.

От Тигра и Евфрата до Синюхи

В небольшом одноэтажном здании клуба нас встретили местные культработники. Первое, что бросилось в глаза, - нарисованные на всю стену знаменитые ворота богини Иштар из древнего Вавилона.

- Вавилон - это тоже наша история, ассирийцы когда-то владели этим великим городом, - говорит заведующая клубом Сурма Юхановна Маругелова, - и одно из чудес света - висячие сады Семирамиды - тоже наше достояние. Ассирийцы - выходцы из Междуречья - колыбели человеческой цивилизации. Когда-то Ассирия покорила всю Переднюю Азию. В нас течёт кровь и древних шумеров, и вавилонян, и аккадцев, наша культура тесно переплетена с культурами народов древнего Междуречья.

От таких слов просто дух захватывает. Вот так запросто пьём чай с потомками древнейшей и могущественной цивилизации.

- Наши цари слишком увлеклись захватническими войнами, жестоко правили покорёнными народами, перестали заниматься созиданием, за что и пришла расплата, - философствует балетмейстер Александр Томразов.

- Ведь знаменитую Вавилонскую башню строили ассирийцы, - говорит фермер Юрий Вениаминов. - Возгордились, хотели стать выше Бога. По легенде, он за это и послал проклятие на наш народ, лишив нас государственности.

Великое Ассирийское царство распалось к 600-му году до нашей эры, когда, например, только зарождалось Римское государство. С тех пор, уже более двух с половиной тысячелетий, ассирийцы живут среди других народов. Но не растворились в них, сумели сохранить свой язык и культуру. Кстати, язык ассирийцев, - арамейский, тот самый, на котором проповедовал Иисус Христос. Сурма Юхановна говорит, когда смотрела знаменитый фильм «Страсти Христовы», вполне понимала речь Иисуса.

Ассирийцы приняли христианство в первом веке нашей эры, по преданию, от апостолов Фомы и Фаддея. С тех пор они не предавали своей веры, хотя подвергались жесточайшим гонениям со стороны мусульманского окружения.

- По легенде, во время русско-турецкой войны в одном из боёв ассирийский воин уже занёс шашку над головой казака, но тот успел перекреститься перед смертью, и ассириец не смог убить единоверца, - рассказывает фермер Виталий Вениаминов. - Так ассирийцы, жившие на территории Турции, отказались воевать с Россией, за что были подвергнуты жестоким репрессиям.

Русский царь пообещал им покровительство, и во время первой мировой войны несколько тысяч ассирийцев перебрались вместе с казачьими обозами на территорию Кубанского войска. Вскоре они осели в одном из казачьих поселений на реке Синюхе. Казаки даже оставили им свои дома, переселившись в соседние станицы. Так образовалась Урмия, названная в честь древнего ассирийского города и одноимённой местности на территории Ирана.

Задали русским перцу

Долгое время Урмия оставалась чисто ассирийским селом. Сейчас здесь живут и русские, и армяне, но ассирийцы преобладают.

- В Урмии живёт около 600 ассирийцев, - рассказывает Сурма Юхановна - Конечно, мы стараемся не раствориться в славянском окружении, сохранить свою идентичность. Но и не замыкаемся в себе, смешанных браков очень много. Вот, например, наша Роза Петровна - ассирийка, а фамилия Швец. Мужа Тимофеем зовут, но по-ассирийски он разговаривает.

Во время коллективизации, когда стали ссылать зажиточных казаков, ассирийцы приютили несколько казачьих семей, не выдав их властям.

Не сдавать своих - одна из характерных черт ассирийцев. Наши собеседники вспомнили, как однажды покойный ныне председатель Щетинин говорил: «Я знаю, что ассирийцы воруют в колхозе, но не попадаются. Отдам свою зарплату тому, кто сдаст несуна». Однако никто и не покусился на председательские деньги.

К слову, ассирийцы умели не только «выносить», но и хорошо работать. Их колхоз имени Жданова считался одним из передовых. В Урмии, кстати, электричество появилось раньше, чем в соседних сёлах. Толковый и предприимчивый председатель Яков Якубов умудрился продать налево несколько тонн ячменя. На эти деньги купили столбы и генератор. По вечерам, когда в соседних сёлах ещё коптили керосиновые лампы, в домах урмийцев загорались «лампочки Якубова».

Когда только обживали Урмию и постоянного заработка не имели, освоили производство калош, которых в те годы селяне почти не носили. Самодельная резиновая обувка пользовалась большим спросом, принося ассирийцам хороший доход.

В середине 50-х годов ассирийцы привезли из Армении семена болгарского перца. Сегодня в это трудно поверить, но до этого болгарский перец на Кубани не выращивали. Фактически урмийцы распространили эту культуру по югу России. Здесь перцем были засажены все огороды. Ассирийцы вспомнили опыт предков и соорудили систему полива - почти такую же, как в древнем Междуречье.
Устанавливали в Синюхе колёса, которые, крутясь под воздействием течения, черпали ковшами воду и переливали её в желоба, через которые вода попадала в каналы, прорытые к огородам.

- В эпоху перца наше село было зажиточным, - вспоминает Сурма Юхановна, - со всей России к нам приезжали многотонные фуры, и мы сами колесили по стране, торговали на рынках. Но постепенно наш опыт переняли соседи-кубанцы, перцем стали заниматься многие, и мы потеряли монополию. Сейчас выращиваем только для себя. Со временем исчезли и колёса на Синюхе, а жить мы стали беднее.

Хубба - любовь, мир, здравие

Но одно такое колесо мы всё же нашли. Его показал нам фермер Виталий Вениаминов. Он с сыном Юрием установил его на Синюхе, чтобы подавать воду в небольшой прудик, который они вырыли на территории своей базы. Колесо, правда, немного осовременили, на нём нет черпаков, оно лишь приводит в движение механизм помпы, которая и качает воду в пруд.

Виталий Иванович - человек в Урмии известный и уважаемый. В своё время он работал агрономом в колхозе, а потом пошёл учительствовать, дослужившись до директора местной школы. Во многом его заслуга, что школу не закрыли, как того добивались отдельные чиновники от образования. Сегодня в школе всего 90 учеников, и угроза закрытия не снята. Но именно школа, как и сельский клуб, остаётся центром сохранения ассирийской культуры, языка, письменности. Здесь в качестве факультатива преподаётся ассирийский язык, что даётся нелегко. Если раньше в Армавирском педтехникуме даже были курсы ассирийского языка, то теперь таких специалистов нигде не готовят. Местной общине с большим трудом удалось найти преподавателя.

Другими словами, спасение ассирийцев как народа - это дело рук самих ассирийцев. Это прекрасно понимают фермеры Вениаминовы, которые не скупятся на пожертвования ради сохранения культуры своего народа. Виталий Иванович строит церковь в центре села. Она будет православной, хотя большинство ассирийцев относят себя к так называемой несторианской церкви. Но для большинства народа различия в догматах не так и важны.

Вениаминов - активный член организационного комитета праздника «Хубба», собирающего тысячи ассирийцев из России и ближнего зарубежья. Благодаря этому празднику и усилиям местных подвижников маленькое село Урмия стало одним из центров сохранения и развития ассирийской культуры. Слово «хубба» имеет несколько значений: любовь, мир, здравие. Чего и желаем этому древнему и славному народу.

с. Урмия, Курганинский р-н, Краснодарский край
Автор: Сергей Иващенко
www.krestianin.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий